До Марии Монтессори
никто всерьез не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где все
сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну
великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли
великана-взрослого. Так, стакан, разбитый ребенком, может вызвать у взрослого
гнев и послужить для ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку.
Мария Монтессори со
страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети - не куклы в руках
родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые
необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален
и по сей день: "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, -
надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу”. И
действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно
- что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли
увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно
без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми
(но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии
детей.
Так постепенно в ходе
экспериментов с дидактическим материалом и наблюдений за детьми и
сформировалось то, что сегодня принято называть методом Монтессори. Коротко
Мария Монтессори назовет его "помощью жизни”. В этом смысле ее метод не имеет
никакого отношения к многочисленным технологиям раннего развития, потому что
развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который
опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача
педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного
развития малыша.
Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь
воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: "Свободная
работа ребенка в специально подготовленной среде”.
Идея развивающей
среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен
окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для
развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением
главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже
говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не
рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на
дом. С трех лет, когда, как считает Мария Монтессори, может быть начато
осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной
развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и ее неотъемлемая часть.
А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, легкая и
подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно.
В этой среде на
специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке
расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь
материал расположен в логической последовательности и разделен на области:
область упражнений в практической жизни, сенсорная область , область математического
материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонаучной
области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение.
Монтессори-среда дома
Развивающую среду для
детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь
полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно
помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться,
изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, -
чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность
их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка
различными и бесконечными "нельзя”, необходимо создать безопасные условия для
его неутомимой исследовательской деятельности.